EN/RU/UA

Любовь и «Красный» в Харькове.

12 и 13 февраля в харьковском театре «Прекрасные цветы» прошла премьера спектакля под названием «Красный».


Вот так всегда: мужчины, ни о чем не подозревая, живут своей «мужской жизнью», играют в «камень-ножницы-бумагу», занимаются обыденными делами… И тут появляется Она. Устоявшийся мир становится с ног на голову. Магическая сила женской красоты заполняет все вокруг троих мужчин из «Красного», полностью поглощая привычную реальность.

Но создатели спектакля пошли дальше: они добились эффекта разрушения границ, которые в реальной жизни разделяют мир людей, животных, растений и насекомых: таракан в «Красном» способен разговаривать как человек, испытывать такую же боль, как и одушевленные существа (он рассказывает о своей молодости, когда трагично влюбился в некую Долорес), а люди – наделяются особыми способностями (их конечности могут удлиняться, умножаться, растягиваться до фантастических размеров).

Фантастический мир не отделен от мира обыденного, реального, но внедрен в него и составляет с ним неразделимый симбиоз. Вот почему, будучи захвачены полем притяжения поэтики «Красного», все вещи, явления и события «нашего» мира заставляют всматриваться в себя так, словно мы встречаемся с ними впервые.

Этой же цели служит в конечном счете и пародия «Прекрасных цветов». Пародируя, актеры борются с условностью театра его же средствами и делают это затем, чтобы вернуть зрителю безусловность непосредственного восприятия жизни, из самого нашего дна достать приглушенные эмоции, заставить чувства поселиться даже на кончиках пальцев.

Но что может быть банальнее сюжета о всепоглощающей любви, которая, уходя разрушает нас на части? Разрушает на части даже тараканов! Подобные истории кино, театр, литература рассказывают уже давно, варьируя их на языке множества стилей и жанров. Именно поэтому они в конце концов и стираются, становятся шаблонами. Театр вырождается. Современные писатели, режиссеры, художники впадают в подражательность и повторение (им следует посочувствовать, ведь исписаны горы страниц, сняты тысячи фильмов, нарисованы миллионы картин). Но «Прекрасные цветы» (в  «Красном») берутся за такой сюжет, конечно, в своем стиле, доводя его до экшена, фантастики, комикса, карикатуры , нарочно смешивая приемы фарса и трагедии, вставляя в современную жизнь в ткань клиповости, мультипликационности.

Именно к этой реальности и стремятся «Прекрасные цветы», но сама острота ее ощущения вырастает у них из предельного контраста и напряжения между марионеточной условностью персонажей и абсолютной человеческой достоверностью их переживаний.

Сделаю небольшое, но важное отступление на то, что в состав ранее мужского коллектива «Прекрасных цветов» теперь входит женская фигура. Появилась актриса именно в первой постановке, в которой ребята решились заговорить о любви. И появилась эффектно, уместно, в свадебном платье и громко стуча каблуками. Данное событие можно назвать частью количественного, качественного и смыслового перехода театра на новый уровень.

Но вернемся к сюжету «Красного», в котором за основу взята любовь трагичная, болезненная, любовь которая уходит, оставляя раны и пустоту. Главный вопрос постановки, озвученный тараканом: «Если бы была возможность предотвратить встречу и избавить себя от страданий, сделал ли бы я это?». У «Прекрасных цветов» все возможно, они отматывают время в спектакле назад, буквально возвращаясь к начальной сцене в развязке.  В итоге «Красный» показывает, что несмотря на понимание всей боли и предстоящих страданий, мы не готовы отказаться от этого опыта, ведь именно любовь оправдывают саму жизнь, наделяя ее нравственным теплом и смыслом, в конечном счете делая человека человеком.

Вчера мне принесли печенье с предсказанием, в котором была цитата Фейербаха: «Любить — значит быть человеком». Сегодня «Прекрасные цветы» добились эффекта, когда рассказывающий историю своей трагической любви, таракан вдруг «вскрикнул» от настоящей боли и «стал» человеком.


Автор: Юлия Божич
Фотограф: Денис Панченко

По материалам портала robinzon.tv