EN/RU/UA

Премьера «ДПЮ» в Харькове: как это было

26 февраля полуторамиллионный Харьков впервые заговорил о войне с театральной сцены. Совместный театральный проект общественной организации «Линия согласия» и театра «Прекрасные цветы» объединил профессиональных актёров и ветеранов АТО. Спектакль «ДПЮ» также увидели жители Запорожья, Днепра и Киева. В каждом из городов он вызывал разную реакцию: смех, слёзы, ухмылки и тревожные взгляды, бурю комментариев, слова критики и благодарности. Но что уж точно — он не оставил никого без размышлений, в том числе и нас.

А о том, как прошла премьера в Харькове, смотрите в фотоотчёте.

 

 

«Какой урок мы получили в своей жизни?»: драматург Дима Левицкий о спектакле «ДПЮ»

— Тебе снится война?

— Да.

— Это бой?

— Да какой бой! Куда-то иду, шото несу.

«В своей магистральной работе немецкий критик и теоретик театра Эрика Фишер-Лихте дает такое определение термину «перформативность», ссылаясь на труды философа Джона Остина: «Если кто-то, разбивая бутылку о борт корабля, произносит фразу «Нарекаю тебя Королева Елизавета» или служащий ЗАГСа после заявления пары о том, что они хотят заключить брак друг с другом, говорит «Объявляю вас мужем и женой», то эти предложения не описывают положение вещей, скорее, эти высказывания создают новое положение дел. Произнесение этих предложений внесло изменения в мир».

В спектакле «ДПЮ» актеры театра «Прекрасные цветы» работают с перформативными актами. Они идут в родную школу, желая разобраться как и чему их учили; общаются с учителями, спрашивая кем они были в глазах Учителя; стучатся в квартиры к раненным военным, пытаясь понять что такое война и кто является участником войны. Вообще, это хороший вопрос: кого можно назвать участником войны? Участник ли войны жена, которая ждет своего мужа-военнопленного? Или мать, ждущая своего сына с войны? Или тот, который ничего не желает знать о войне?

ДПЮ — допризовна підготовка юнаків, этот смешной и одновременно не смешной школьный предмет. Мы ставим вопрос: какой урок мы получили в своей жизни? В школе, в институте, в театре и на войне. И если мы в действительности получили знания (какие?), тогда где нам их применять? Попробуем сделать это на сцене».

 

Перформеры: Артем Вусик, Игорь Ключник, Дмитрий Третьяк, Оксана Черкашина.

В спектакле также играют двое бывших военнослужащих ЗСУ — Дмитрий Галка и Анатолий Тапольский.

Стоит отметить, что Анатолий Тапольский принимает участие как диджей.

Художник по свету: Александр Чиж.

Драматург: Дима Левицкий.

Дизайнер: Инна Алимова.

PR-сопровождение проекта: PR agency «Bagels&Letters».

Кординаторы проекта: Ольга Ладия-Щербакова, Наталья Пальчик.

Не всё афишам фотошоп: акварельные постеры Джеймса МакМаллана

Более 30 лет Lincoln Center Theater радует глаз зрителя не только спектаклями на любой вкус. Нью-Йорк наполняется постерами, которые вырывают взгляд прохожего из множества красивых отретушированных рекламных носителей. Художник Джеймс МакМаллан подарил театру собственную визитную карточку — афиши к спектаклям, полностью нарисованные вручную.

 

Живописные плакаты МакМаллана — куда больше, чем реклама. Они становятся предметами коллекционирования, объектами творческих выставок и олицетворением самих спектаклей. Каждую из афиш можно разбирать на детали, подмечать витьеватые метафоры и сравнивать с собственными рассуждениями. За одной такой афишей запрятаны несколько черновых вариантов, которые за 30 лет усердного труда едва ли поместятся в отдельную комнату.

 

Как видим, для шедевров не всегда нужна графика и нереальные спецэффекты. МакМаллану достаточно палитры красок, нескольких кисточек, вдохновения и мастерства, отточенного годами. Всё гениальное — просто.

 

 

 

Dorothy and Lillian Gish Prize 2016: кому досталась одна из самых заветных театральных наград?

Премия Дороти и Лиллиан Гиш является одной из самых престижных наград в сфере искусства. Ежегодно её лауреатом становится арт деятель, чьи творчество и труд расширяют границы искусства, способствуют социальным изменениям и прокладывают путь для следующего поколения. За выдающиеся награды победитель получает приз в размере 300 000 $.

Лауреатом премии Дороти и Лиллиан Гиш в 2016 году стала кинорежиссёр Элизабет ЛеКомпт. Какую лепту внесла Элизабет в американское современное искусство?

Элизабет ЛеКомпт — американская кинорежиссёр, член-учредитель и директор Wooster Group.

Как говорят о себе лично Wooster Group: «Wooster Group  —  компания художников, которые делают работу для театра, танца и средств массовой информации. Мы находимся в Нью-Йорке в гараже 33 Вустер-стрит, где разрабатываем и выполняем свою работу. Мы также выполняем свою работу в крупных театрах в Нью-Йорке (Центр искусств Барышникова, Склад Святой Анны, Общественный театр)». Вот так скромно. Просто делают свою работу.

А если обобщить и не скромничать, Wooster Group — компания-экспериментальный театр, которая на протяжение 40 лет в сотрудничестве с театрами со всего мира создаёт полный цикл перформансов и постановок: от генерирования идей до выстраивания света, видеосъёмок, создания музыкальных композиций и других важных деталей.

Церемония награждения прошла 3 ноября в Whitney Museum of American Art. Как отмечают организаторы, Элизабет ЛеКомпт является «историческим персонажем, оставаясь фарватером современного искусства в течение нескольких десятилетий. Мы увидели в ней возможность дать приз художника деятелю, схожему с самой Лиллиан Гиш»

 

 

Манифест Фанк-Футуризма

Когда мы встретились и вышли на сцену, язык нашего существования оказался самобытным, самодостаточным, но при этом он оставался немым. Отсутствие слова помогло нам выражать свои мысли метафорично, а также позволило дать зрителю право на свою трактовку смыслов. Чтобы описать все инструменты, которыми мы пользуемся, нужно перечислить многие существующие жанры: пантомима, гротеск, абсурд, мимо-драма, коллаж, комедия, эксцентрика, сатира, танец, парадокс и т.д. Но мы не хотим этих перечислений. Пора представить свой жанр.

Имя ему — ФАНК-ФУТУРИЗМ.

Пришло время обозначить особенности фанк-футуризма

 

1. Фанк-футуризм – это состояние сознания: оно свободное и неуловимое человеческим взглядом.

 

2. Само название берет свои корни от смешения настроения фанк-музыки с революционным духом футуристов начала ХХ века.

 

3. Фанковая часть направления несет функцию молодости ума и беззаботности сознания. Играть фанк музыку – это особое искусство, требующее развитого ритмического чутья, математического драйва и неиссякаемой энергии. Эти качества обязательны для фанк-футуриста.

 

4. Прошлый век породил множество отцов футуризма. Своими трудами они посеяли семя, которое сегодня восходит по направлению в космос. Бунтарство против привычных норм и стремление создать искусство будущего? Вот чему они нас учат!

 

5. Фанк-футуризм пока всего лишь ребенок, но он способен смотреть СКВОЗЬ жизнь, а не просто на неё.

 

6. Фанк-футуризм намеренно отказался от слова и выражается только своим естеством. Его палитра растягивается от движения экспрессивного до движения в полной неподвижности.

 

7. Фанк-футуризм умышленно уменьшает важность происходящего в реальности и позволяет себе больше, чем сама реальность.

 

8. Зритель Фанк-футуризма может не бояться «неправильно» понять замысел авторов, так как он тоже является автором.

 

9. Фанк-футуризм – это деликатес, эксклюзивная пища для гурманов. Попробовав его на вкус, вы почувствуете либо отвращение, либо наслаждение, которое захочется повторить.

 

10. Фанк-футуризм всегда остаётся ненавязчивым.

 

У искусства мужское лицо?

Нью-Йорк должен стать первым городом в США с крупной муниципальной программой, направленной на оказание помощи женщинам кинематографистам и драматургам. В рамках новой инициативы, специальный государственный комитет создаст фонд в размере $ 5 миллионов для  женских кино- и театральных деятелей и их проектов. Основная цель проекта: дать возможность женщинам-деятелям современного искусства раскрыть свои возможности, реализовать проекты либо же имеющиеся. Ведь, как показало одно из американских исследований, именно финансирование становится помехой для воплощения задуманных работ и идей. Также сопутствующим проектом станет письменный конкурс, победители которого напишут сценарии о жизни Нью-Йорка для телепередачи местного телеканала.

Как отмечают фундаторы идеи, инициатива в контексте современного искусства — это лишь начало. В будущем планируется ряд мероприятий для оказания помощи женщинам в других направлениях деятельности.

«Genius Grant Winners»: как мечта становится реальностью

Большая фантазия всех творческих людей в конце лета в Чикаго — получить телефонный звонок с неизвестного номера и услышать, что ты стал одним из 23 стипендиатов премии фонда Джона и Кэтрин МакАртур*. И многие не верят, когда это действительно случается. Ведь премия МакАртур присуждается за исключительную «оригинальность, понимание и потенциал» и вручается людям, «демонстрирующим исключительные достижения и потенциал для долгой и плодотворной творческой работы». Попадание в топ-23 является автоматическим признанием твоего таланта. И немудрено, что данная стипендия для амбициозного творческого человека сродни премии «Оскар» для актеров и режиссеров.

Среди стипендиатов — как малоизвестные, так и популярные в своей сфере художники и писатели, ученые, драматурги и некоммерческие лидеры. К примеру, в этом году самый молодым стипендиатом стал 31-летний драматург Бранден Якобс-Дженкинс, который создал постановки, раскрывающие расовые и классовые предубеждения. Самым зрелым стипендиатом оказался 67-летний художник Джойс Скотт из Балтимора, покоривший экспертов необычными перфомансами и крупномасштабными скульптурными произведениями об американской культуре.

«Гениальность — это состояние, а творчество — это движение. Мы хотим дать людям попутный ветер их творческим парусам» — такова основная идея этой стипендии. И что хочется отметить? Пусть этих попутных ветров будет больше, и не только в Америке!

*Стипендия МакАртур вручается с 1981 года и является одной из самых престижных премий в Соединенных Штатах. Потенциальные стипендиаты назначаются группой анонимных экспертов в различных областях, а затем дополнительно отбираются комитетом из 12 человек. Стипендия даёт финансирование в размере $625,000 на 5 лет с целью развития личных проектов участников.

#beautiful_news — об этом самом пэчворке

Искусство — огромный пэчворк, не иначе. Полотно современного искусства соткано из десятков, сотен, тысяч направлений. #beautiful_news — об этом самом пэчворке. О тех событиях, которые наполняют арт-пространство и дают представление о том, что же происходит в этом мире «нестандартных идей и нестандартных людей». Вы готовы к первой новости?

Представьте себя в Лондоне. Вы находитесь в партере всемирно известного театра «Глобус», а перед вами — «Цимбелин» Шекспира. Один момент: постановка авторская. В этот момент классика улетучивается. Вместо короля и королевы появляются наркобароны, главная героиня Имогена — в «Adidas», а проблемы — далеко не средневековые. Всю постановку вы находитесь в напряжении, но не можете отвести глаз от сцены. И «Imogen» Мэтью Данстера заставляет вас переосмыслить проблемы современного мира и продрогнуть до мозга костей.

Вывод один: консерватизм и классичность театра — стереотип. Современный театр бросает вызов социальному миру и заставляет зрителя думать под иным углом зрения. Он обращает внимание на остроту существующих проблем. Об этом рассказывают актеры «Imogen», приводя в пример свой город.

← Предыдущая страница Следующая страница →