«Мистецтво проти корупції»: Оксана Черкашина и «Ресторан «Україна»

Потребность говорить о коррупции провоцирует поток сознания, серию перформативних галлюцинаций актрис, где на поверхность выходят детские воспоминания, личные травмы, идиосинкразии, признание, чувство профессиональной нереализованности и беспомощности. Является ли эта невозможность говорить о коррупции — капитуляцией перед поставленной задачей? Означает она принятия обывательской позиции, с точки зрения которой, коррупция, конечно, заслуживает осуждения, но своя рубашка — к телу ближе? Но если личное — это политическое, более того — это его причина и результат, то может быть этот поток личного — жестом освобождения от необходимости заучивать чьи-то слова, от прописанного сценария, от сценариста, от авторитета, от босса, от Отца? Наконец, именно антиавторитарный мотив, так же, как и антиолигархический или патриотический — часто становится одним из побочных эффектов антикоррупционных движений.

Международный день коррупции состоится в рамках проекта «Bestechend», который осуществляется в сотрудничестве между Goethe-Institut Ukraine и Федеральным центром политического образования bpb при содействии Федерального министерства иностранных дел Германии. В рамках проекта Оксана Черкашина, Дмитрий Левицкий, Нина Хижная и Евгений Якшин создают спектакль «Ресторан «Україна»». Как говорит наша Оксана в двух словах: «Спектакль о коррупции политической и душевной!».

Премьера спектакля в Киеве: 22 сентября, 19:00, Малая опера.
Премьера спектакля в Харькове: 5 октября, 19:00, ART AREA ДК.

Больше подробностей: goo.gl/PEmyrz.

«Travesties»: возвращенная актуальность театра абсурда

Помните Тома Стоппарда, о котором мы писали ранее? В одном из викенд-постов в наших социальных сетях мы упоминали его произведение «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», которое причисляют к асбурдисткому направлению и которое повлияло на становление театра абсурда. Да-да, его ещё переводил сам Бродский. Так вот, еще одно произведение Стоппарда — «Travesties» — будет показано на Бродвее в 2018 году.

К слову, «Travesties» было номинировано на премию «Лучшее возрождение» на церемонии вручения премии Оливье в Лондоне в этом году. Шоу получило сильные отзывы в Лондоне и было номинировано на пять премий Оливье. Театральные критики отмечали, что актуальность произведений Стоппарда возродилась из пепла и получила новый виток развития. А если учесть тот факт, что Стоппард поднимает философские вопросы морали и свободы личности с элементами сюрреализма, выстраивая витьеватые конструкции асбурдизма, театр абсурда снова находит себя в современном искусстве.

Подробнее об отзывах и рецензиях: goo.gl/cW5Aik.

Сентябрь театралит

Мы календарь перевернем, а там сентябрь. А в нём — пять спектаклей, четыре локации и много ещё чего интересного. Но не обо всём сразу. Пока раскрываем карты и делимся событиями, на которых мы увидимся совсем скоро. Готовы?

6 сентября – «ЖИР» (Дом Актера): goo.gl/jd8PGk.
10 сентября (и 6 октября, да-да) – «365» (ХНАТОБ): goo.gl/Fx2KmT и goo.gl/QBqukM.
23 сентября – «ДПЮ» (Дом Актера): goo.gl/EkajEh.
24 сентября – «SEX 2005» (галерея COME IN): 067 495 4630, администратор театра Виктория.
26 сентября – «DRACULA» (театрально-концертный центр): goo.gl/EkajEh.

Что будем делать? Размышлять о любви и быстротечности жизни. О войне и непростом времени, в котором мы живем. О проблемах современного человека и ловушках, которые нам расставляет общество. О человеческих взаимоотношениях и нечеловеческих эмоциях.

Увидимся в сентябре, ребят!

Гастроли в Нюрнберг

Привет, Нюрнберг. Видимся с тобой третий раз. Со старыми знакомыми по душам поговорили, по знакомым улицам и незнакомым закоулкам побродили, мастер-классы дали, «Красный» сыграли. Кто-то опоздал на самолет и провёл супернасыщенный день в Амстердаме. Кто-то заглянул в Берлин и вернется сюда снова. А пока остается собрать пазл из воспоминаний в голове и пересматривать фото с улыбкой. Смотрите и вы!

О какой одиозной личности создает пьесу Пулитцеровский лауреат Тони Кушнер?

Искусство — материя гибкая. Оно смешивает в себе различные мнения, сферы, направления, сталкивает лбами кардинально противоположные позиции и на выходе создает нечто протестное, бросающее вызов. Даже в нашем блоге собрался с десяток примеров того, как театральное искусство выворачивает наизнанку общественные проблемы и противоречия отдельной личности, как придает «давно забытому старому» новое дыхание и делает известными аматорские идеи. Лауреат Пулитцеровской премии, американский драматург Тони Кушнер, в своих работах затрагивает «наболевшие» темы американского общества, которые масштабируются на мировое сообщество. Через метафоры и образы Кушнер говорит о гомосексуализме, СПИДе, поколениях миллениалов и т.д. Новая работа драматурга посвящена политике. Угадайте, кто из наиболее важных игроков в современной американской и мировой политике был избран в качестве центральной фигуры?

Да-да, речь идет об одиозном Дональде Трампе. И именно ему посвящена будущая пьеса Тони Кушнера. Действие сцены разворачивается за два года до выборов Президента Соединенных Штатов. Кушнер интересуется, «как страна совершает политическое самоубийство», и впоследствии нас ожидает история о «пограничном психотике у руля сверхдержавы». Возможно, в ближайшем будущем этот период американской истории из-под пера Кушнера оживет на сцене Бродвея. А пока остается ждать очередной образец колкой метафоричной критики современного общества в десятках страниц именитого Пулитцеровского лауреата.

Подробнее об авторе и пьесе: goo.gl/nKW3S1.
Photograph: Antonio Olmos for the Observer.

О насилии словами Шекспира: как классика помогает говорить об острой социальной проблеме

Таддеус Шафер, Кари Ли Картрайт и Харисса Дж. Адамс создали короткометражный фильм, в котором за 3,5 минуты поднимается лишь малая доля сущности явления, именуемого в иностранной прессе как «культура насилия». «Культура насилия». Одно лишь словосочетание наполнено противоречивостью, несочитаемостью, оксюморичностью, если можно так сказать. Что уж говорить о насущном и болезненном его наполнении. Героини ролика, выражаясь цитатами пьес Шекспира, передают эмоции от пережитого, вытаскивают на поверхность фрагменты того, как это происходило, повторно переживают пройденное и делятся-делятся-делятся. Эти 3,5 минуты открывают лишь часть историй и ситуаций, которых вокруг — бесчисленное множество.

Авторы создали работу, которая выводит проблему насилия на глобальный уровень, отсекая условные границы государств, наций, расовые и религиозные предрассудки. Двуликий и неоднозначный в трактовке язык Шекспира передает аналогичную двойственность отношения к «культуре насилия». Но о ней говорят. Через театральный мир, через мир пьес, но говорят. И это наиболее ценно.

Театральный футбол: возможно ли это?

В то время как украинские театры только прокладывают путь спектаклей среди дискуссионных тем, английские театры съели собаку в этом деле. Каким образом сюда вплетается…футбол? Как один из видов спорта связан с искусством? Да и вообще, к чему здесь дискуссионные темы?

Интересный факт: «спортивные темы» спектаклей — одни из самых популярных среди зрителей Туманного Альбиона. Футбол, в частности, выступает фундаментом для раскрытия актуальных общественных тем. Например, в спектакле «Рождественское перемирие» этот вид спорта становится связующим звеном между британцами и немцами во время Первой мировой. В истории «Очки Элтона Джона» футбол помогает пережить личные драмы и становится частью…теории заговора, а одна из лучших пьес Британского Национального театра раскрывает на примере футбола вопросы национальной идентичности, мужской агрессии и радикализма.

Кто знает, какие темы придут в украинские театры и словят ли они «спортивную волну». Ясно одно: нестандартная подача острых проблем — одна из возможностей их раскрытия. А уж как это сделать в украинских реалиях? Поживём — увидим.

Не выходя за рамки… бассейна: «Red Speedo» о воле к победе и внутриличностных драмах

Пару месяцев назад в Нью-Йорк ворвалась премьера «Red Speedo» по мотивам одноименной пьесы именитого американского драматурга Лукаса Хната. Что примечательного в этом спектакле, кроме премии имени Чарльза МакАртура в номинации «Лучшая новая пьеса или мюзикл» или премии Obie в номинации «Драматургия»? Кроме множества регалий драматурга и премьеры на лучшей театральной площадке Нью-Йорка? А примечательно то, что «Red Speedo» — спортивная история о воле к победе, вплетенная в концепт пресловутой «американской мечты», и зрители наблюдают за ней… у бассейна. Да-да, действие происходит возле настоящего бассейна, который добавляет в спектакль дух соревнований и придаёт диалогам особого драматизма. Именно он становится площадкой для разворачивания всех событий и объектом для множества метафор. Не удивительно, что премьера прошла с размахом, а рецензии о спектакле размещены в ведущих изданиях, таких как The New York Times, The Huffington Post, The Guardian и т.д.

 

Как мы видим, нестандартность подхода позволяет выводить искусство на совершенно иной уровень. Каков вывод? Экспериментируйте, экспериментируйте и ещё раз экспериментируйте!

← Предыдущая страница Следующая страница →